#Шпаргалки_для_писателя@typical__writer
#Статьи@typical__writer
Ошибки авторов при продвижении своих книг и возможности их преодоления (часть 1)
Многие авторы, издав книгу, хотели бы, чтобы она и продавалась, приносила определенную прибыль. Но увы, нередко случается так, что попав на прилавки книжных магазинов, книга там и остается, не найдя ни своих читателей, ни покупателей.
Почему это происходит и как сделать так, чтобы подобные ситуации не повторялись? Чтобы автор мог рассчитывать на определенный коммерческий результат от своих трудов?
В данной статье рассмотрены некоторые ошибки (их еще можно назвать стереотипами), которые допускают авторы при продвижении, раскрутке своих книг, а также показаны возможные пути их преодоления.
Ошибка первая — «не царское это дело» или кто должен заниматься продвижением книги
Одной из первых ошибок, которую совершают некоторые авторы при продвижении своих книг, состоит в том, что они вообще не занимаются этим продвижением.
Причиной такого бездействия является определенный стереотип, согласно которому автор есть человек творческий и оторванный от мира сего. Соответственно заниматься деньгами и всем, что с ними связано, для него негоже («не царское дело»). Свою роль в этом сыграло и наше недавнее прошлое, где всё, что связано с зарабатыванием денег, относилось к классу «плохих» вещей.
В продолжение темы считается, что этим должны заниматься другие люди, а именно — литературные агенты, работающие самостоятельно, либо в структуре какого-нибудь издательства.
Сама по себе идея вполне здравая. Но ошибка здесь в том, что не учитывается специфика книжного рынка. А именно — литературный агент возьмется за продвижение книги только в том случае, если увидит в ней коммерческий потенциал, т.е. возможность заработать.
А каким образом можно заработать на книге начинающего, малоизвестного автора? – Практически никаким, это очень большой риск. Поэтому литературные агенты предпочитают работать с теми авторами, которые уже достаточно известны на рынке, и где риск минимален.
Есть, конечно, и меценаты, которые, как и в дореволюционные времена могут вложить свои средства в издание тех или иных книг. Но шансы найти их, и еще при этом, чтобы книга им настолько понравилась – это как выиграть в лотерею.
И самое главное, что и в общении с литературными агентами, и в общении с меценатами, уже, так или иначе, присутствуют определенные элементы продвижения. В частности, таких людей нужно найти, им нужно рассказать о книге, ее нужно представить и т.д. А надеяться на то, что книга каким-то чудом попадется им на глаза, без какой-либо активности со стороны автора, когда количество изданий сегодня исчисляется тысячами и миллионами, есть достаточно большая утопия.
Поэтому правильным будет понимание, что продвижением, раскруткой своих книг в первую очередь должен заниматься сам автор, поскольку он самое заинтересованное лицо. Как говорится, «здоровье трудящихся – дело рук самих трудящихся».
Другое дело, что продвижение может осуществляться как для конечных покупателей (читателей), так и для посредников. И что автор может делать это не только самостоятельно, но и во взаимодействии с другими людьми.
Ошибка вторая – «делить шкуру неубитого медведя»
Нередко нам и другим издательствам поступают предложения об оплате услуг по продвижению книг из будущих отчислений от продаж. Мол, давайте совместно этим займемся, а прибыль потом поделим. При этом подразумевается, что автор уже свою часть работы сделал, т.е. написал книгу, а все остальные затраты должно нести издательство.
Как вариант предлагается из тех же денег от будущих продаж оплатить услуги по изданию.
В данном случае автору следует четко отдавать себе отчет в том, что никакое издательство не будет делить шкуру неубитого медведя и вкладывать свои средства в книги начинающих и малоизвестных авторов по изложенным ранее причинам.
Более того, такое нереально даже для достаточно известных авторов и книг, которые получили хорошие оценки и отзывы в тех или иных формах, пока не будет твердых гарантий, что затраты окупятся. Как говорил герой известного фильма – «ничего личного, только бизнес».
Единственным исключением из этого правила является случай, когда книга «улетает как пирожки», и когда к автору выстраиваются очереди издательств и магазинов, желающих эту книгу продавать. Но обычно это случается с очень известными авторами, количество которых, как известно, невелико.
Суровая правда жизни состоит в том, что для всех остальных авторов поиски таких издательств, которые согласятся издавать и продвигать их книги в счет отчислений от будущих продаж, будут пустой тратой времени.
Правильным решением в данном случае будет выбор других путей организации продвижения своих книг.
Ошибка третья – «посмотрим, как пойдет»
Нередко от авторов можно услышать примерно следующее – «я хочу издать свою книгу и посмотреть, как она пойдет».
При этом, под словами «как она пойдет» понимается, как она будет продаваться, какие на нее будут отклики, как она будет встречена читателями и т.д.
С одной стороны желание вроде бы и понятное – соблюсти «чистоту эксперимента», выпустить книгу и пусть читатели сами ее оценят, без рекламы, без навязывания ее читательской аудитории.
Но с другой – подход «посмотрим, как пойдет» ошибочен изначально. Он практически никогда не дает результатов, а только шокирует автора, ввергая его в стресс и понижая самооценку.
На самом деле всех этих стрессов вполне можно избежать, если понимать одно простое правило — чтобы книга продавалась, ей нужно помогать.
Книга, как и любой другой товар на рынке, требует поддержки, продвижения и той же рекламы. Нельзя сидеть, сложа руки, и ждать у моря погоды.
В практике работы нашего издательства есть реальные примеры, когда после установки платежного модуля, позволяющего принимать оплату за книги прямо на сайте автора, продажи начинались буквально через несколько дней. И пусть это не миллионы, и не тысячи долларов, но это уже начало!
Как будет показано далее, есть достаточно много способов, не очень сложных и не очень дорогих, с помощью которых можно стимулировать продажи книг.
Ошибка четвертая – неясное понимание процесса покупательского поведения
Эта ошибка тесно связана с предыдущей. Планируя «посмотреть, как пойдет», автор, как правило, неясно себе представляет, как протекает процесс покупки книги, как ее находит покупатель.
Если речь идет об электронной книге, то найти ее можно двумя основными способами – либо непосредственно в книжном интернет-магазине, либо с помощью общего поиска, например, в Google или на Яндексе.
А теперь попробуйте себе представить, каким образом покупатель может найти книгу, о которой он ничего не знает (поскольку автор ничего не предпринял для продвижения своей книги), если в книжном интернет-магазине несколько тысяч книг! А если книжный магазин очень крупный, как Amazon или Apple Ibookstore, где количество книг исчисляется миллионами?!
Не нужно быть большим специалистом по книжному маркетингу, чтобы понять, что шансов на то, что неизвестную книгу здесь кто-то найдет чисто случайным образом практически нулевые. Что в принципе и происходит.
Во втором случае – поиск в интернете с помощью поисковиков – еще сложнее. Зададим себе простой вопрос – как покупатель найдет книгу, о которой он ничего не знает, ни названия, ни автора?
Получается определенный нонсенс – автор издает книгу и больше ничего не делает. Как же тогда покупатели узнают, что книга вообще существует?
Чисто теоретически можно, конечно, предположить, что покупатель в поиске задаст вопрос типа «почитать что-нибудь интересное», или «почитать книгу такого-то жанра» (либо непосредственно в интернет-магазине выберет в рубрикаторе книги определенного жанра) и в результатах ему будет показана книга начинающего и малоизвестного автора.
Но это именно чисто теоретические предположения, в худшем смысле этого слова. На самом деле, и все мы прекрасно это видим буквально каждый день, поиск выдает огромное количество страниц, просмотреть которые полностью не хватит и целой жизни. Поэтому просматриваются обычно несколько первых страниц.
И надеяться на то, что книга, которая не продвигается, просто так попадет на одну из первых страниц результатов поиска, будет очень большой ошибкой.
Небольшой экскурс в технологию поисковых систем. Одно из главных правил – на первые места в результатах поиска выходят те слова (названия книг в данном случае), которые чаще упоминаются. А теперь вернемся к книге, которая просто издана и выложена в интернет-магазине. Здесь она упоминается всего один или два раза! Выводы можно делать самостоятельно.
Отсюда следует простой и важный вывод – чтобы книга продавалась, нужно для начала о ней рассказать. Кому рассказать и как рассказать – это уже и есть вопросы продвижения, раскрутки.
Рассказывать можно друзьям и знакомым, и давать им ссылку на магазин, где книгу можно купить. Можно также написать сообщение о выходе книги и разместить его на нескольких сайтах в интернете. Кроме того, классическими формами продвижения являются рецензии, отзывы на книгу.
В современной классификации методов продвижения написание новостных сообщений (пресс-релизов) и отзывов относятся к так называемой PR-деятельности (от англ. Public Relations – «общественные связи» или «связи с общественностью»)
Кроме того, размещение информации о книге в интернете помогает решать и задачу ее поиска. Как уже было сказано выше, чем больше упоминаний книги, тем выше ее позиция в результатах поиска.
В данном случае речь уже идет о таком направлении продвижения как «поисковая оптимизация», т.е. о специальных способах поднятия рейтинга книги в результатах поисковых запросов. Такая оптимизация как раз во многом использует грамотное размещение внешних ссылок на книгу, а также специальный анализ и подбор ключевых слов, по которым книга будет упоминаться в интернете.
Таким образом, правильное понимание процесса покупательского поведения помогает понять, какие формы и методы продвижения можно использовать, чтобы помочь покупателю найти книгу.
Автор: Сергей Двинский
(Продолжение: https://vk.com/wall-31037710_495304)